Плоская земля
предложения от созидателей - *
Общество плоской Земли
Общество плоской Земли (Flat Earth Society) — организация, основанная в Англии и позднее возрожденная в США. Общество плоской Земли, опираясь на буквальное толкование некоторых стихов Библии, отстаивало идею, согласно которой Земля имеет форму плоского диска, а не шара. Организация и ее сторонники многократно подвергались насмешкам. Ссылки на современных сторонников идеи плоской Земли часто используются в качестве эталонного примера абсурдного догматизма и отрицания очевидного.
У истоков Общества плоской Земли стоял английский изобретатель Сэмюэл Роуботэм (Samuel Rowbotham), который в XIX веке доказывал плоскую форму Земли. Его последователи основали Всемирное зететическое общество (Universal Zetetic Society).
Так устроена Вселенная, по мнению членов Общества
В США идеи Роуботэма были восприняты Джоном Александром Доуи (John Alexander Dowie), основавшим в 1895 году Христианскую католическую апостольскую церковь. В 1899 году Доуи основывает международное общество плоской Земли, которое объединяет людей, искренне вериящих, что Земля — плоская, небо — сверху, пекло — снизу, до Солнца — три тысячи миль, а диаметр светила — 32 мили. Северный полюс, как утверждает Джон Доуи — в центре земного диска. Южного полюса нет совсем, по периферии диска — стена льда, которая не разрешает падать людям и кораблям в ад. В пекле бурлит жизнь, там живут люди, которые населяли Землю до Адама. Удивительно, но общество существует до сих пор. Ни запуски ракет, ни новейшие научные исследования, не способны подорвать веру его членов в плоское строение Вселенной.
В 1906 году главой церкви стал заместитель Доуи Уилбур Гленн Волива, который отстаивал и пропагандировал плоскую форму Земли до своей смерти, последовавшей в 1942 году.
Герб ООН. Круг, изображающий карту Земли. Именно — не полушария, а круг. Центр — Северный полюс. По краям размазана Антарктида. Что за краем — не знает никто. Известно лишь, что по краю Света тянется стена высотою приблизительно 40 метров. На эту стену еще никто не взбирался. Ни один.
В 1956 году Сэмюэл Шентон (Samuel Shenton) возродил Всемирное зететическое общество под названием Международное общество плоской Земли. Когда Сэмюэлю Шентону показали фотографии Земли с орбиты и спросили, что он о них думает, тот ответил: «Легко заметить, как фотографии такого сорта могут одурачить несведущего человека».
На посту президента общества в 1972 году его сменил Чарльз Джонсон (http://www.lhup.edu/~dsimanek/fe-scidi.htm). За три десятилетия президентства Джонсона число сторонников общества значительно увеличилось: от нескольких членов до приблизительно 3000 человек из разных стран. Общество распространяло информационные бюллетени, листовки и тому подобную литературу, в которой отстаивалась модель плоской Земли. В лице своих руководителей общество утверждало, что высадка человека на Луну была мистификацией, снятой в Голливуде по сценарию Артура Кларка. Чарльз Джонсон умер в 2001 году.
Чарльз Кеннет Джонсон
с 1972 по 2001 год руководитель Общества плоской Земли
-----------------------------------------------------------------
Американские покойники в русском контексте
Радио Свобода. Русские Вопросы. Автор и ведущий Борис Парамонов
Западный мир очень изменился визуально. Даже так лучше сказать: люди западные изменились, — здания-то стоят на месте: хоть Шартрский собор, хоть Крайслер-билдинг в Нью-Йорке. И особенно разительно изменилась молодежь. Если Лондон и Париж все-таки на тот же Нью-Йорк не похожи, то молодежь соответствующих городов неотличима одна от другой. Разве что в Лондоне панков больше с крашенными в фиолетовый цвет волосяными уборами, которые зовутся мохок, по-индейски (а во времена Запорожской Сечи назывались оселедцами). Но мохок яркой окраски — скорее исключение. Господствующий колорит нынче — черно-серый, тусклый, какой-то ржавчиной покрытый, ржавью. К тому же волосы сейчас молодежь предпочитает стричь наголо, даже и девицы (у последних эту моду начала поп-певица, выступающая под именем Шинэд). Одеваться принято нарочито некрасиво, штаны носить на три номера больше, чтоб мотня под коленками болталась. Ни одна рубаха — ни верхняя ни нижняя — в штаны не заправляется; да верхнюю редко и носят. Зато носят серьги во всех местах, включая язык: «пирсинг». Все эти железки тоже должны быть тусклые, дешевые — не благородного же металла в самом деле! Это напоминает советские так называемые фиксы, бывшие в моде у шпаны послевоенных лет. Еще требуется, чтобы зимой одежда мало отличалась от летней: распахнутость и расхристанность всячески приветствуется, это «кул» (буквально — холодное; очевидно, отсюда это и пошло: укрываться и угреваться зимой посчитали презренным). Из штанов очень приветствуются «свэт пэнтс», что-то вроде русских лыжных, с тем, чтобы таскать это всюду, отнюдь не на лыжные прогулки. Если шапку носят, то непременно бейзболку и непременно козырьком назад или вбок: первое требование советской шпаны. Да и в целом эту, советскую, параллель можно провести едва ли не до конца: американские подростки похожи на советских послевоенных — бледных от недоедания, плохо одетых, стриженных во избежание педикулеза. А если к этому добавить нынешнюю моду на татуировку, то и другое сравнение естественно напрашивается: уже не уличные неухоженые подростки, а самые настоящие зэки — из начинающих, малолетки.
Что означает эта параллель, наводящая на мысли скорее философичные? Тут бы Шпенглеру задуматься — и написать что-нибудь о культуре и цивилизации, о гибели красоты в современном мире вообще, в демократическом обществе в особенности. Есть воля к уродству, сознательный отказ от красоты — от красоты как нормы. Западный человек (в данном случае все равно — молодой или старый) не желает имитировать красоту в некрасивом мире или будучи сам, в 90 процентах случаев, некрасив. Никто не желает подделываться под нечто высшее или красивейшее. Полюбите нас черненькими — такой звучит здесь мотив, глубоко в основе демократический. Еще раз убеждаешься, что красота как норма — понятие репрессивное, что социология красоты связана с общественным неравенством, грубо говоря, с эксплуатацией человека человеком (чего не хотят понимать нежные постсоветские эстеты). Здесь есть правда, чувствуемая острее всего именно молодежью, этим общественным барометром. Но вот что скорее непонятно — это имитация именно бедности в обществе всячески богатом. Американские подростки выглядят нищими — если и не всегда богатыми, то нищими и даже просто бедными в громадном своем большинстве совсем не являясь. Есть некоторая игра на понижение, иногда даже думается — воля к упадку, то есть то, что прямо и правильно называется декаданс. Или, так сказать «по-русски», — кенозис, выступающий, говорят, главной чертой пресловутой русской идеи.
И вот в это все-таки совершенно не верится, несмотря на все видимые признаки сходства. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда: чтобы американец — любого возраста — напоминал русского в его кенотических, вниз, в ничто ведущих склонностях. Для этого американцы слишком активны — и слишком индивидуалисты. Ибсеновский пуговичник из «Пер Гюнта» не про них. В Америке то начинаются, то затухают разговоры о введении униформы в школах (кое-где и ввели), и появилась карикатура: два подростка не одобряют идею, говоря, что она унифицирует их личность, — при этом оба в неразличимо одинаковых одеждах (главный элемент которой- все те же супер-бэги пэнтс). Но штаны-то одинаковые, а инициатива — частная.
Я хочу проиллюстрировать этот тезис — об отличии американцев от русских, при всех возможных и действительно случающихся сходствах, на примерах, долженствующих, казалось бы, свидетельствовать абсолютное тождество людей как таковых, — на примере умерших.
Берем некролог в Нью-Йорк Таймс от 26 марта 2001: «Дебра Бернхардт, певец невоспетых»:
Дебра Бернхардт, историк труда, проведшая увенчавшуюся успехом трехлетнюю кампанию за объявление Юнион Сквер Парка исторической достопримечательностью, 23 марта этого года умерла от рака в своем доме в Бруклине. Ей было 47 лет.
Профессор Бернхардт была главой библиотеки Тэймимент и Вагнеровского архива труда при Нью-Йоркском университете. Она посвятила свою научную деятельность жизни забытых людей, создавших Нью-Йорк, и кропотливо, день за днем собирала следы жизни строителей сабвея и швей, секретарш и поварих рабочих артелей, каменщиков и нянек.
В соавторстве с Рэйчел Бернстайн она выпустила книгу «Большая жизнь маленьких людей» — собрание фотографий и устных интервью, относящихся к истории рабочего Нью-Йорка.
Дебра Бернхардт посвятила себя работе, значение которой часто недооценивается академическими историками, с их установкой на общезначимые культурные исследования и теоретические обобщения. Она называла свою работу документированием недокументированных: как описывать людей, жизнь которых не создала у них привычки и охоты собирать и сохранять сувениры этой жизни? Она сумела убедить в значимости материалов, оставшихся от этой жизни, — того, что сами эти люди считали пустяками: старая листовка, жетон, прикрепляемый к лацкану, плакат, выставленный на пикете забастовщиков, пожелтевшие фотографии — все эти запыленные временем артефакты открывают окно в ушедший мир профсоюзных выборов, стачек, политических инициатив. Многие из этих предметов, собранных ею, помещаются в библиотеке Тэймимент, специализирующейся на собрании материалов по истории радикальных движений в Соединенных Штатов от гражданской войны до нашего времени, а также в Вагнеровском архиве истории труда — организациях, руководившихся профессором Бернхардт.
«Мусорная свалка истории была для нее потеводным маяком», — сказала Мириам Франк — сотрудница покойной по Нью-йоркскому университету.
Несмотря на свою профессиональную незаурядность и принадлежность к академическим кругам, Дебра Бернхардт гордилась своими пролетарскими корнями. Она пела в профсоюзном хоре Нью-Йорка, а ее визитная карточка была украшена логотипом сделавшего ее печатного заведения. Друзья звали ее Дебс — одновременно уменьшительное от Дебра и намек на Юджина Дебса — знаменитого в свое время рабочего лидера-социалиста.
Тот факт, что Юнион Сквер Парк был включен в число исторических достопримечательностей национального уровня, является в основном ее заслугой. Эта место было колыбелью американского рабочего движения — постоянный дом анархистов, коммунистов, профсоюзных активистов, трибуна радикальных ораторов и агитаторов. На этом месте в 1882 году впервые был отпразднован в США День труда (Первое мая).
«Никто не помнит, что восьмичасовой рабочий день был завоеван людьми, собиравшимися именно здесь», — сказала Дебра Бернхардт в интервью, данном НЙТ сидя на скамейке Юнион Сквэр Парка.
Ныне на этом месте располагаются рестораны и магазины высшей марки, а квартиры в близлежащих домах относятся к разряду роскошных.
Мораль, полагаю, вывести не трудно. Дебра Бернхардт была типичной американской лефтисткой, левой, имя которым в Америке, как говорится, — легион. Но вспомним, к чему относится это выражение в Евангелии: к бесам. И кто же станет утверждать, что эта скромная, самоотверженная, сочувственная, эмоционально открытая женщина принадлежала к тому же разряду? Вы бы только посмотрели на ее фотографию, приложенную к некрологу. Конечно, она была всячески достойным человеком. Между тем в России люди мыслящие давно уже и, кажется, бесповоротно решили, что левые — это и есть бесы. Решение это было принято под прямым воздействием гения русской литературы Ф.М.Достоевского, написавшего о сем предмете действительно запоминающуюся книгу. Но не все левые — бесы; в Америке — не бесы. Без таких людей американская жизнь была бы много затруднительнее: капитализм и эксплуатацию труда ведь не Маркс выдумал, это была реальность западной жизни. От бесовщины американские, западные в целом левые убереглись тем, что сохраняли реализм, тем, что, по словам довоенного еще лидера английских лейбористов Мак Доналда, не искали коротких путей в тысячелетнее царство. То есть были не революционерами, а реформистами (как помнится, бранное слово у советских марксистов). И ведь простое желание жить лучше и достойной, скромные, малые цели требовали совсем не малых усилий — именно вот этого незаметного героизма, свидетельства о котором собирала Дебра Бернхардт.
Поэтому на месте давних сборищ американских социалистов осталась не пустыня, а дорогостоящий коммерческий район.
Обратимся теперь к сюжету, никакого политического значения не имеющему. Нью-Йорк Таймс от 25 марта 2001 года — некролог Чарльзу Джонсону:
Чарльз Джонсон, с 1972 года президент Международного общества сторонников теории плоского строения Земли, упрямо и весело настаивавший на том, что люди верящие в шарообразность Земли, одурачены, умер 24 марта в Ланкастере, штат Калифорния. Ему было 76 лет.
Джилл Фир, секретарь упомянутого общества, сказала, что мистер Джонсон страдал легочным заболеванием и умер во сне. Она заявила также, что приложит все старания к тому, чтобы сохранить Общество, учение которого заключается в мысли о Земле как плоском диске, плавающем в примордиальных водах, и отрицает представление о Земле как шаре, вращающемся и передвигающемся по космической орбите.
Чарльз Джонсон называл себя последним иконоборцем. Он считал науку, утверждающую шарообразность Земли, гиганстким надувательством, а ученых — колдунами-злоумышленниками, задумавшими обманом заменить религию так называемой наукой. Сам Джонсон основывал свое учение на словах Священного Писания — как Ветхого Завета, говорящего о плоской земле, так и Нового Завета, в котором утверждается, что Иисус Христос восшел с земли на небо. «Если б Земля была шаром, крутящимся в космосе, тогда не было бы верха и низа и Христу некуда было бы подниматься», — говорил Джонсон в интервью, данном журналу Ньюзвик в 1984 году.
Главным аргументом Чарльза Джонсона было предложение оппонентам — только повернуться и посмотреть вокруг. «Разумные люди всегда признавали Землю плоской», — говорил он.
В ежеквартальных брошюрах, издававшихся руководимым им обществом, постоянно выражалась готовность объяснить любые астрономические и физические явления, связанные с проблемой строения Земли. Восходы и заходы Солнца? — Оптическая иллюзия. Высадка астронавтов на Луну? — Тщательно разработанная мистификация, поставленная по сценарию автора научно-фантастических романов Артура Кларка в громадном ангаре в штате Аризона. (В этом последнем утверждении Джонсон не был одинок: опрос, проведенный газетой Вашингтон Пост в 1994 году, показал, что 9 процентов американцев считают высадку на Луне жульничеством.) Затмения Солнца? — «Мы не должны думать обо всем, — сказал Джонсон газете Нью-Йорк Таймс в 79-м году. — Библия учит, что небеса полны тайн».
Журнал Ньюзвик в интервью с Джонсоном написал, что сторонников идеи плоской земли можно поставить в ряд немногочисленных, но не исчезающих групп людей, верящих в такие сюжета, как НЛО или в существование современных друидов. Тем не менее сам Чарльз Джонсон продолжал вызывать интерес у всех, кто ценит нестандартность людей, до сих пор разделяющих мировоззрение Адама и Евы. Джонсона довольно часто интервьюировали заметные органы масс-медии, а однажды пригласили выступить в рекламе мороженого фирмы Драйер.
Чарльз Кеннет Джонсон родился в Сан Анджело, Техас, 24 июля 1924 года. В течение двадцати пяти лет он работал авиамехаником в Сан-Франциско, а потом перебрался в Мохаве Десерт — центр района американских пустынь. Его убеждения окрепли в переписке с англичанином Сэмюэлем Шентоном — главой небольшого общества сторонников идеи плоской Земли. В 72 году не задолго до своей смерти Шентон передал бразды правления обществом Джонсону, который не был официальным членом общества, но пленил Шентона, написав ему, что не верит в шарообразность Земли с детских лет, с тех пор, как он не мог понять соответствующие объяснения школьного учителя.
По словам Джонсона, к середине 90-х годов число членом общества дошло до трех с половиной тысяч, с ежегодным членским взносом в 25 долларов, за что члены получали карту плоской Земли. Чарльз Джонсон управлял делами общества из запасной спальни своего дома.
Он любил выкурить сигару на закате, глядя на плоскую, как лепешка, пустыню, однообразие которой изредка нарушали перекати-поле. Но в 95 году его дом сгорел до основания. Джонсон сумел спасти из горящего дома свою жену, которая не могла двигаться самостоятельно и была прикована к кислородному баллону. Но весь архив общества, его литература и все текущие документы погибли в огне.
Миссис Джонсон, разделявшая убеждения своего мужа по той простой причине, что в ее родной Австралии ей не приходилось висеть вниз головой, умерла на следующий год. Затем сам Джонсон подвергся выселению из трэйлера — передвижного дома, куда он переселился после пожара, на том основании, что технические характеристики трэйлера не отвечали требованиям, принятым в данной местности. Тогда Джонсон перебрался к своему брату Джеку в пригород калифорнийского Ланкастера и с помощью упоминавшейся мисс Фир сделал попытку восстановить общество: им удалось привлечь в него около ста новых членов.
Журнал Сайенс Дайджест, однажды писавший о Джонсоне, назвал его человеком с острым чувством юмора и грохочущим смехом. Пример его шуток: он называл Коперника, впервые сказавшего о вращении Земли, ко-пернишэс, что примерно значит «столь же верткий».
Колоритность этого чудака интересно подчеркивается тем, что он был авиационным механиком — человеком разбирающимся в технике, то есть по всем меркам современным. Нам часто кажется, что современный образ жизни неизбежно требует принятия научных представлений эпохи технологической цивилизации, что такое сочетание осуществляется как бы автоматически. Как видим на данном примере, это не так и вообще не обязательно. Техника не только на уровне ее обслуживания, но и на уровне изготовления, даже на уровне научного творчества совсем не требует быть, скажем, неверующим атеистом, — она и не ведет к непременному атеизму или вообще к так называемому научному мировоззрению. Наука и техника не создают какой-то новый тип личности, не цивилизуют человека, не освобождают его от древних мифов, можно даже сказать — не отрезвляют его. Выводы из этого — теперь уже непреложного — факта вытекают весьма мрачные. Логически и прагматически вполне возможна фигура религиозного фанатика, вооруженного атомной бомбой, — да это уже и не из области предположений, а из области фактов. Техническая грамотность не связана необходимой связью с просвещенностью, терпимостью, лояльным оппортунизмом — со всем набором добродетелей демократического общества, с его практикой и его идеалами. Советский Союз в свое время дал впечатляющий пример такой ситуации — необязательности такой связи. Сегодня подобные примеры дают и другие не весьма демократические общества. Вот, как сказал бы Розанов, нота бене либеральным прогрессистам.
Но у сюжета, связанного с покойным теоретиком плоской Земли, есть еще одно, частное уже измерение, сближающее его с русскими мотивами. Он был эксцентрик, чудак, и недаром наследовал в своей миссии англичанину Шентону: англичане — признанные эксцентрики, это давно уже самое общее место, как бы родовая их характеристика. Но и русские — чудаки и эксцентрики, причем на самом высоком уровне. Главный русский эксцентрик был и главным русским гением.
Процитируем тут один документ, относящийся к 1884 году:
Сегодня ... у Афанасия Афанасьевича (Фета) виделся с Львом Николаевичем Толстым, который, ссылаясь на одного немца, а также и на основании собственных соображений доказывал, что Земля не вращается вокруг Солнца... Я в принципе ничего против этого не имею, но относительно оснований сомневаюсь, и советовал ему обратиться к Бредихину-астроному, а также написать вам, но он возражал, что вы слишком влюблены в науку и будете спорить. Я также думаю, что хотя вы в него влюблены не менее чем в науку, но все-таки не окажетесь таким доверчивым, как тот мещанин, которому о различных научных открытиях верный человек из Таганрога писал.
Это из письма Владимира Соловьева Страхову. Помимо общезначимого сюжета, в нем представленного, здесь есть одна интригующая деталь: что это за таганрогский самоучка? Неужели знаменитый философ читал рассказ начинающего писателя, тогда сотрудника юмористических журнальчиков — «Письмо к ученому соседу»? В 84 году Чехов даже и Чеховым не был — Антошей Чехонте. И еще поразительное совпадение: он же сам, Чехов, родом из Таганрога.
Но это так, в скобках. Интерес письма главный — в чудачествах Льва Толстого. Это чудачество было элементом, составной частью его гения. Можно даже сказать — условием его гениальности. Гений не может быть заурядным человеком, а незаурядность может проявиться в чем угодно; сколь угодно глупо, так сказать. Гению совсем не обязательно быть остроумным и находчивым, как Остап Бендер, он может быть и Шурой Балагановым, считавшим, что Земля плоская.
По мнению некоторых людей, достаточно известных и, вне всякого сомнения, хорошо знавших предмет, о котором речь, это качество — эксцентричность, склонность к своего рода художественным неожиданностям — было общенациональным у русских.
Максим Горький писал о русских в послесловии к книге «Заметки из дневника. Воспоминания» (многие считают, лучшей у него):
... я не вполне определенно чувствую: хочется ли мне, чтоб эти люди стали иными? Совершенно чуждый национализма, патриотизма и прочих болезней духовного зрения, все-таки я вижу русский народ исключительно, фантастически талантливым, своеобразным. Даже дураки в России глупы оригинально, на свой лад, а лентяи — положительно гениальны. Я уверен, что по затейливости, по неожиданности изворотов, так сказать, по фигурности мысли и чувства, русский народ — самый благодарный материал для художника.
Я думаю, когда этот удивительный народ отмучается от всего, что изнутри тяготит и путает его, когда он начнет работать с полным сознанием культурного и, так сказать, религиозного, весь мир связующего, значения труда — он будет жить сказочно героической жизнью и многому научит этот и уставший, и обезумевший от преступлений мир.
В первой половине этого рассуждения Горький — тонкий и наблюдательный художник, но во второй начинает разводить обычную у него просветительски-цивилизаторскую догматику. Ведь сам же сказал, что не хочет видеть русских другими. Вопрос: стали ли русские другими в своих цивилизаторских опытах, в коммунистической своей вестернизации? Этот вопрос, сказать откровенно, утратил интерес. Сейчас другой вопрос поднимается: не стать другими, а просто быть — не стать, а не перестать. Выяснилось, что угрозой уничтожения грозит не темная, нутряная эксцентрика, а всякого рода цивилизаторские штучки, вроде той же атомной бомбы.
Мир жив чудаками — теми, что в эпоху космических путешествий не верят астрономии, в прошлом интересуются не королями, а прачками, а в самой богатой стране мира притворяются нищими беспризорниками. Америке не грозит цивилизаторское вырождение, потому что в ней не исчезают, а непрерывно растут новые эксцентрики.
-----------------------------------------------------------------
И все-таки она — плоская!
«Описывая впоследствии свое пребывание в сумасшедшем доме, Швейк отзывался об этом учреждении с необычайной похвалой: …познакомился я там с несколькими профессорами. Один из них все время ходил за мной по пятам и разъяснял, что прародина цыган была в Крконошах, а другой доказывал, что внутри земного шара находится другой шар, значительно больше наружного».
Трудно поверить в это, но и сейчас, в начале 21 века у некоторых людей есть сомнения в том, что мир таков, каков он есть. Лишним подтверждением этому стала конференция Общества плоской Земли, прошедшая на днях в Киеве. Один из участников этой конференции, Алексей Рой, дал нам небольшое интервью.
— Общество плоской Земли. Откуда такое странное название?
— Почему «странное»? Не страннее, чем название «Партия прагматический выбор», или «Объединение фелинофилов». Тысячи лет люди жили в полной уверенности, что Земля стоит на трех слонах, а те – на огромной черепахе – и ничего, неплохо жили. Во всяком случае, проблем особых с экологией не имели. Должен заметить, что общество имеет давнюю историю в Европе – еще со времен так называемого «открытия» Николая Коперника. Мы имеем отделения во многих европейских странах, а также в США и Канаде. Наше киевское отделение пока немногочисленно, но я уверен, что оно будет расти.
— Созыв учредительной конференции – достаточно серьезное мероприятие, требующее определенных средств…
— Как показала практика, на увеселение у народа деньги находятся. Мы же политикой не занимаемся. У нас просто собрались нормальные люди, послушали доклад, потом фильм посмотрели, фуршет, стриптиз-бар, все как положено. Никто мозги не полощет. Журналистам сувениры роздали. Но они о нас не напишут, – побоятся. Диктатура сферичности. Скучно…
— Расскажите подробнее о конференции. Чем собирается заниматься общество?
— Был заслушан доклад господина Клее – председателя Европейского отделения общества. Принят устав. На конференции присутствовало около 50 человек. В основном бизнесмены, юристы, деятели искусства. Есть двое кандидатов наук, так что публика собралась продвинутая, люди видные, но сохранившие и чувство юмора, и здравый смысл. Главное направление нашей деятельности – в расширении влияния идей гуманизма, порядком подзабытых в Европе. Ведь чем сейчас у людей головы забиты? Рекламой. Все эти тампаксы–сникерсы–котексы… кому это нужно? Только транснациональным корпорациям, этим мега-организмам, оболванивающим, и нивелирующим человеческую личность. Судите сами: крупные резиножевательные компании до 40% прибыли тратят на рекламу, то есть прямо зомбируют население, что без мятного кусочка поливинилацетата (а именно из него и состоят жевательные резинки) нам никак не обойтись, что нас без этого девушки не полюбят, а кариес съест зубы на корню. Производители телевизоров и холодильников тоже не отстают, – чуть не половину прибыли бухают на теле-гипноз.
— Но причем тут общество?
— У нас лозунг один – живи проще! Кстати, где вы видели, что Земля круглая?
— Но есть же снимки из космоса, есть спутники…
— Так называемые «снимки» – сфальсифицированы правительством. Вы что, верите этим пройдохам?
— Вообще-то не очень…
— Ну а я тем более. Правящие круги всех стран давным-давно состоят в заговоре. Всемирная масонская суперложа. Морочат людям голову и потихоньку набивают карманы «космическими» деньгами. На самом деле, если что у них и летает, так это воздушные шарики на первое мая.
— А как же самолеты?
— С этим я не спорю. Но даже когда вы летели на самолете – то что, земля была круглая как мяч? Нет. А когда поднимаешься на воздушном шаре, то Земля и вовсе вогнутой кажется. Была даже гипотеза, что она и в самом деле полая, а мы живем на внутренней ее поверхности. Солнце есть, а звезды и прочее – лишь фантомы в синеватой думке. Немцы во время войны даже снаряжали экспедицию на остров Рюйген, ставили опыты с радиолокацией. Сейчас об этом уже позабыли, но у них была довольно занятная космология, разработанная герром Гербигером, «Теория мирового льда». Так что еще на памяти наших родителей не все в Европе были согласны с гипотезой сферической Земли. А сейчас и тем более: согласно новейшим физическим теориям, например теории гиперструн, в пространстве не три измерения, а как минимум десять, а то и все 28. Дело в том, что проявляются они лишь в микромире, свернутые на манер личинок. С тех пор как Энштейн выдумал свою дурацкую и абсолютно ненужную теорию относительности, у нас все стало относительным: семья, жены и особенно зарплаты. Включишь телевизор – одна относительность. Какие то девочки худосочные глазки жмурят, поедая шоколад, другие, такие же тощие и относительные, без конца выводят перхоть, потом бравые ребята будут относительно не больно мочить относительно плохих бандитов. Мы ко всему этому бреду давно привыкли, но если посмотреть не «относительными», а нормальными человеческими глазами – это же всепланетный дурдом!
Второе направление нашей деятельности я бы назвал антиполитикой. Нынешняя заполитизованность, увлечение злобной митинговостью – все это нездорово. Лишне и говорить, насколько смешны все эти «убежденные», а по сути отчаявшиеся и уставшие от самих себя люди.
— Вы хотите сказать, что не имеете убеждений?
— Никаких, кроме того основополагающего, что Земля плоская.
— Но она же круглая!
— Молодой человек, не зацикливайтесь. Кстати у вас подозрительно несвежий цвет лица. Наверное с Ононом дружите? Вот-вот, а заодно бросайте курить и разглядывать глобус – это до добра не доведет. Поймите дорогой, оттого, что вы все усложняете, мол Земля круглая и повсюду космос, от этого жить легче не становится. Под этот шум и треск мы забыли, что мы люди, что друг другу надо помогать, что врать нехорошо, а особенно плохо компостировать мозги при помощи телевидения. Должен восторжествовать здравый смысл на всех уровнях. Во всем. Для того-то и было создано общество – вернуться из тумана относительности «пространственно-временного континиуума», в котором нет места ни Богу, ни состраданию, ни душе и прочим человечностям, а одни лишь идиотские квантовые переходы и курсы валют, как будто мы все брокеры с Уолл-стрита.
— Чтобы вы пожелали своим поклонникам?
— Будьте проще, будьте человечнее, и не верьте в разлагольствования перемудривших мудрил. Земля – плоская!
Так и хочется воскликнуть: «Какой матерый человечище!» и хоть углы рта сами растягиваются в улыбке, но положа руку на сердце – чем любители плоской Земли хуже любителей пива или коллекционеров любовных побед? Во всяком убеждении есть немного безумия – ведь ни в чем нельзя быть до конца уверенным – глазами мы видим одно, умом понимаем другое, чувствуем – третье…
Андрей МАКЛАКОВ
-----------------------------------------------------------------
ДРУГИЕ ВЕРСИИ: Заарканивание солнца
Однажды три дома в Санта-Барбаре, стоимостью несколько сотен тысяч долларов каждый, три дома, наиболее живописно расположенных на побережье, были бесцеремонно опрокинуты в Тихий океан. Для этого потребовался всего лишь затяжной ливень с ураганом!
Вот так и теории — даже те из них, которые выдают себя за истинные, со временем разрушаются, обнаруживая опасные трещины, и, наконец, уносятся волною или опрокидываются под градом вопросов, на которые ни их авторы, ни тем более последователи не могут дать ответов.
Исчезновение какой-либо теории почти никого не огорчает — вместо нее появятся десятки других. Проходит немного времени, и очередная теория тоже опровергается. Поэтому как можно чему-либо верить? Это вопрос. Ваша теория так же хороша, как и моя, а моя ничем не хуже вашей!
Пожалуй, было бы неплохо, если бы явился некий высший авторитет и сказал обо всем прямо. Было бы неплохо, если бы Господь выступил из облаков под эффектные звуки фанфар и объявил всем, что ваши представления — или мои — верны. Разве это нам не понравилось бы? Насколько бы все упростилось!
Разумеется, кое-какие идеи, до сих пор имеющие хождение и искренних сторонников, никогда не получат подтверждения такого рода. Некоторые из них вообще настолько сомнительны, что вызывают лишь усмешку.
Вы, наверное, слышали о человеке, который ходил по улицам Нью-Йорка, постоянно щелкая пальцами. Кто-то спросил, зачем он это делает. «Чтобы отпугивать львов», — ответил он. Когда ему напомнили, что на улицах Нью-Йорка давным-давно нет львов, человек с торжествующим видом произнес: «Эффективный способ, не правда ли?»
Знаете ли вы, что «Общество плоской Земли» насчитывает сотню членов? Сто человек, по-видимому, действительно верят в то, что Земля плоская!
Известно ли вам, что жители одной небольшой турецкой деревни во время солнечных затмений палят по солнцу из винтовок? Согласно древнему преданию, дракон пытается похитить солнце, потому и считается, что выстрелы отпугнут чудовище. Один из местных жителей объяснил это так: «На самом деле мы в это уже не верим, но нам приятно соблюдать традицию».
Драконы сопротивляются до конца!
А вот самая интересная из историй такого рода. Послушайте. Оказывается, древние инки ежегодно проводили в день зимнего солнцестояния церемонию, которая заключалась в заарканивании солнца.
Как вы знаете, инки поклонялись солнцу. Это было их божество. Но солнце уходило все дальше и дальше на юг, и они опасались, как бы оно совсем не исчезло. Поэтому жрецы символически заарканивали солнце и «привязывали» его в своей столице. Это, разумеется, помогало. Солнце незамедлительно начинало снова двигаться к северу!
Дело, конечно, было не в церемонии. Но сама она свидетельствует о том, что жрецам был известен день зимнего солнцестояния!
Быть может, некоторые из нас тоже держатся за теории, которые не так хорошо обоснованы, как нам хотелось бы?
Мы зачарованы возможностью когда-нибудь, как-нибудь, где-нибудь, скорее всего в далеком космосе, обнаружить данные и даже некоторые подробности о своем происхождении. Нам так хочется об этом узнать!
Ну хорошо, давайте фантазировать. Обязаны ли мы своим происхождением случаю? Не породила ли нашу планету какая-нибудь блуждающая звезда? Не напоминает ли жизнь неспешно движущийся сквозь века поезд, пассажиры которого не знают, где, когда и почему они в нем оказались и каков путь их следования? Не обрекло ли нас единообразие на вечную скуку, поскольку на какие-либо изменения и приключения наложен запрет?
А может быть, наша прогулка по этой планете началась все-таки с эффектной сцены, в которой лично участвовал Господь, сказавший: «Сотворим человека по Нашему образу?» Прерывалось ли наше прошлое катастрофой всемирного потопа? Разделяло ли нашу историю на две части чудо и трагедия Вифлеема? Будет ли конец беспокойного странствования нашей планеты таким же впечатляющим, как и ее начало?
О, если бы Господь появился из грозовых туч и, метнув молнии пред нашими глазами, убедил нас!
Или хотя бы божества случая и произвола перестали притворяться и доказали раз и навсегда, что ответственность за наше земное существование несут они!
Гора или реактивный самолет, ребенок или солнечный луч, каменная глыба или роза — нам кажется, что возможны только два варианта: либо их создали мы, либо они возникли случайно. Мы не допускаем мысли, что возможен иной Творец, кроме нас самих. Не в этом ли наша проблема?
Восставшая планета хотела бы забыть своего Господа. Она отрицает Его существование, подвергает сомнению Его деяния и придирается к Его словам. Она то предает Его забвению, то снова возвращает к жизни, но, как ни странно, не способна выбросить Его из головы!
Чем вызвана эта всепоглощенность Богом? Чем вызваны все эти разговоры о Боге среди людей, которые в Него не верят? Не таится ли жажда веры даже в ненависти?
Эти сомневающиеся души напоминают одну советскую девушку, воспитанную в духе атеизма. Она только что написала экзаменационную работу и, как всякий студент, задумалась, правильные ли ответы она дала. Вопрос, вызывавший у нее наибольшее беспокойство, звучал так: «Какая надпись начертана на таком-то здании?» Она ответила: «Религия — это опиум для народа». Но полной уверенности не было, поэтому девушка прошла около десяти километров до указанного места и проверила. Там действительно было начертано: «Религия — это опиум для народа». Она вздохнула с облегчением и, забыв о своем атеизме, воскликнула: «Слава Богу! Я ответила правильно!»
Не верующие в Бога напоминают девушку, которая говорит о своем приятеле: «О, мы больше не разговариваем. Я потеряла к нему интерес. Мы не разговариваем уже три дня, шесть часов и двадцать три минуты!»
Они больше не разговаривают. Но она старается не отходить от телефона дальше чем на три метра!
Такова наша планета! Порвавшая со своим Богом, больше не разговаривающая с Ним, но постоянно ожидающая Его звонка!
Порвавшая с Ним? Пока еще нет. Не совсем!
Джордж Вандеман (протестант).
Серия проповедей из цикла «Так говорит Библия».
Тема «Истина или пропаганда»
ДРУГИЕ ВЕРСИИ: Земля-то, оказывается, плоская
«Наше Общество Плоской Земли — не партизанская, некоммерческая и несектантская организация, чья деятельность посвящена улучшению понимания природы реальности через вопросы патафизики, эмпирические исследования и обмен идеями». Это какая-то шутка? Fake?
Казалось бы, с формой Земли человечество определилось ещё в XII-XIV веках. Однако ж — вот Общество Плоской Земли — The Flat Earth Society! Кстати, что за патафизика такая? Отсюда мы узнаём, что патафизика с физикой и метафизикой не имеет ничего общего. «Это наука воображаемых решений, которая символически вводит в ранг характерных черт объектов те их свойства, которые описываются лишь своей возможностью». Понятно, наука, и на том спасибо. Но всё-таки плоская Земля — это как-то чересчур, не так ли? Ещё цитата:
«В то время, как Общество — не группа „сумасшедших“, оно оппозиционно настроено по отношению к модной, политически корректной теории о Сферической Земле, которую нам ежедневно вдалбливают так называемые „учёные“, средства массовой информации и политические лидеры».
Создал Общество, якобы, в 1993 году человек с подозрительно знакомым именем Ли Харви Освальд Смит (Lee Harvey Oswald Smith). Общество, опять же — якобы, «имеет трёхстороннюю структуру, а деятельность его сконцентрирована в Северной Америке, на Британских островах и Австралазии».
Во главе стоят Главные Авторитетные Личности (Established Major Figures). Они выдвигают кандидатуры на членство из всех слоёв общества, а Члены Общества продолжают «активно работать во многих областях культуры, науки и общественной жизни». Далее — самое интересное, ответы на часто задаваемые вопросы (F. A. Q).
Какова форма Земли?
«Земля плоская. Она имеет форму пятиугольника, и, таким образом, имеет пять углов.
Что такое „средний угол“?
Если провести линии от каждого угла до центра противоположной стороны Земли, линии пересекутся в середине Плоской Земли. Это место известно, как Средний угол.
„Средний угол“ доказывает, что 5 равняется 6?
Да.
Эй, подождите минуточку, этот средний — не реальный угол...
Вообще-то, экватор сферической Земли — тоже воображаемая линия. Разве это значит, что их модель не имеет северного и южного полушарий? Вы не можете вычислить мнимые числа, но говорит ли это о том, что они не существуют?
А что насчёт северного и южного полушарий?
Сферическая теория — чушь. Подразумевается, что Земля является СФЕРОЙ, хотя это не так. Однако у Земли имеются Внутреннее и Внешнее Кольца.
Как континенты расположены на Плоской Земле?
„Самые южные“ континенты находятся на внешней стороне, ну а „северные“ находятся во внутренней части.
Это значит, что Средний угол — на Северном полюсе?
Не обязательно. Он может быть где-нибудь в северной части Земли.
А что тогда находится на Южном полюсе?
Край Мира. Он окружён, по крайней мере, в некоторых местах массивной горной цепью.
И где эти углы Земли?
Мы всё ещё не пришли к единому мнению по этой проблеме. Обычно эти пять углов принято размещать в следующие местах:
— Самый северный угол на озере Михаил (Mikhayl), Тунгуска, Сибирь;
— Угол № 2 на острове Гренландия или Исландия (Ultima Thule); хотя некоторые исследователи размещают его на острове Фого (Fogo), Ньюфаундленд, Канада;
— Угол №3 на острове Пасхи;
— Насчёт угла №4 есть сомнения; возможно, это Хоккайдо (Япония), Лхаса (Непал) или пустыня во Внешней Монголии;
— Угол №5 где-нибудь на юге Тасмании или Новой Зеландии, хотя некоторые предлагают остров Понапе (Ponape) на юге Тихого океана.
Какова длина края Земли?
Длина края Земли бесконечна.
Значит ли это, что Земля занимает бесконечную территорию?
Нет, она занимает не больше, чем Англия.
А как насчёт гравитации?
Гравитация — ложь, придуманная проповедниками ложной сферической теории. Теория гравитации никогда не была доказана. Нет никакой гравитации, только инерция. Движение Земли через космос подобно гигантскому лифту. Мы не падаем, потому что придавлены инерцией. Земля имеет инерцию.
А что вы скажете по поводу фотографий Земли с Луны?
Большинство этих снимков — подделки. Известно, что „высадка на Луне“ была фальшивкой. Поверхность Луны снимали в пустыне Аризоны.
Существует несколько подлинных фотографий, сделанных с большой высоты, на которых Земля кажется сферой. Причина этого эффекта в том, что чем выше, тем атмосфера Земли становится плотнее из-за повышенного давления. Из-за этого свет на больших высотах преломляется, создавая эффект сферической Земли.
Могут ли корабли потеряться на краю Земли?
Да, по крайней мере, в тех местах, где нет никаких гор. Кое-где край Земли — это огромный водопад, и то, что проходит через край, исчезает в эфире. Это может случиться и с самолётом.
Если большое количество воды переливается через край, откуда вся эта вода берётся?
Это — аргумент в пользу теорию о тороидальной орбите Земли. Когда наша планета меняет эту орбиту, вся исчезающая на краю вода возвращается на Землю дождём. Это также означает, что пассажиры судов и самолётов, потерявшихся в пространстве, в некоторых случаях могут вернуться на Землю».
Пожалуй, хватит. Остаётся добавить, что штатов Айдахо и Северная Дакота просто не существует (заговор картографов), где-то внутри Земли или на её гранях живут зеленокожие женщины или нацисты, ну и так далее.
Между прочим, Общество Плоской Земли — не единственное. Вот ещё одно, а вот ещё. Такого добра полным полно. Популярная, выходит, идея.
Разумеется, члены некоторых из этих обществ покупают за деньги партбилеты, оплачивают подписку на новости и платят взносы. Но кого попало в эти общества не принимают: «Мы не хотим видеть среди своих членов глупых и грубых животных, чьей целью является насмешка и вред нашей работе. Здравый смысл является нашей целью».
(4151)