новости
Фестиваль «Твое будущее» 23-27 октября 2024 «МВЦ Россия – моя история»
Современные технологии в исполнительских искусствах.
На фестивале будут представлены:
• участники всероссийской выставки «Россия» трехмерные анимационные персонажи, способные общаться со зрителем (кот-ученый, царевна-лебедь);
• мини-спектакли для детей с участием анимационных персонажей («Колобок 2», «Путешествие по солнечной системе»);
• просветительские аудиоспектакли «Петербург-Петроград-Ленинград» («Парадный Петербург», «Невский проспект»);
• 3D сказочный робот «Росса», при помощи искусственного интеллекта, отвечающий на любые вопросы;
• Автомат «Казимир», создающий и раздающий рисунки по указанию и описанию детей;
• художественная выставка произведений искусственного интеллекта на тему русских сказок;
• мастер-классы по «оживлению» компьютерных персонажей;
• демонстрация оборудования, технологий и фрагментов спектаклей для режиссеров и театральных художников;
• очки виртуальной реальности.
Что делать? Научиться отличать актера от искусственного интеллекта, создать картину в соавторстве с ИИ, послушать факты о городе в формате аудио-сказки, побыть на месте актера анимации
Концепция: главной целью проекта является создание новых форм театрального искусства. Современный мир стремительно меняется под воздействием новых технологий и новых научных открытий. Это, безусловно, отражается и на формах искусства. Такие виды искусства, как фотография или кинематограф, родились благодаря техническим достижениям. Появление на сцене новых технических возможностей дает театру невиданные ранее приемы раскрытия человеческой природы, возможность сильнейшего эмоционального воздействия на зрителя путем создания новых декораций или персонажей. Например, создавая абсолютно одинаковые клоны одного актера, на сцене можно показать многоликость нашей психики и мировоззрения. Можно убедительно продемонстрировать разницу между внешним поведением героя и его внутренним миром, создав двойника на сцене. И насколько увеличится зрелищность театра, в котором актеры смогут летать или растворяться в воздухе. Мы вступаем в эпоху взаимодействия человека с Искусственным Интеллектом. Выработка этических принципов взаимодействия — задача не технологий, а культуры. Мы не только хотим показать людям мир будущего, используя новые технологи, но и направляем мысли людей на создание новой этики отношений с не белковыми существами.
Об организаторе: АНО развития культуры «Долина ОСС» ведет деятельность в области культуры ежегодно создавая проекты на стыке театра и новейших технологий, делая анимационные спектакли, проводя фестиваль «Дом Довлатова в Пушкинских Горах», изготавливая сайт-специфик спектакли.
Место проведения: СПБ ГБУК «МВЦ Россия – моя история», Санкт-Петербург, ул. Бассейная, д. 32, стр. 1, ст. м. «Парк Победы»
Время проведения: с 12:00 до 20:00 23.10. – 27.10. 2024г.
Николай Анастасьев о знакомстве с Довлатовым«Мы встретились в Нью-Йорке году, кажется, в восемьдесят девятом. Впрочем, эпистолярное знакомство произошло несколько раньше. Журнал «Иностранная литература», где я тогда работал, разослал анкету русским писателям-эмигрантам третьей волны».Анастасьев был впечатлён довлатовской интонацией в этой анкете, но при этом была задет бюрократическим тоном записки, приложенной к рукописи на публикацию. Это обозначило некоторую дистанцию, и когда Анастасьев приехал в Нью-Йорк с несколькими копиями журнала для передачи авторам, к Довлатову изначально он не собирался заходить. Однако обстоятельства сложились по-другому, и Анастасьев всё-таки зашёл к Довлатову в гости. Но беседа за столом не складывалась.«Пора было уходить. Но тут обнаружился конфуз. Еще в самом начале вечера такса по кличке Яша, отлаяв положенное, утихла и на всем протяжении вяло протекавшего разговора копошилась у меня под ногами. Как выяснилось, Яшке понравились мои брюки — штанину он сжевал чуть не по колено. Вид у меня был, надо думать, совершенно идиотский, и все расхохотались. А Сережа, напротив, страшно смутился и живо, насколько это позволяла его мощная комплекция, а с другой стороны, размеры кухоньки, двинулся к двери: «Сейчас схожу в магазин за брюками». Позы в этом не было никакой — Сергей всерьез собирался компенсировать ущерб, благо даже в этой сонной части Нью-Йорка есть ночная торговля.Благодаря этому забавному, совершенно в стиле инженера Щукина, эпизоду натянутость пропала, застолье началось как бы заново, и Сережа обнаружил себя во всем своем неотразимом обаянии. Потом последовали другие встречи, к сожалению, немногочисленные, и письма.Друзьями мы не сделались, не стали, пожалуй, и приятелями, даже на «ты» не перешли, хоть и почти ровесники. Вообще, как мне кажется, Довлатов, в отличие от своего двойника, известного по книгам, совсем не легко сходился с людьми, строго удерживая дистанцию, что обозначалось в том, первом полученном мною письме. А уж фамильярность была ему вовсе чужда, напротив, во всей повадке ощущалась изысканная, чуть старомодная церемонность традиционного петербургского лада. Даже к сыну моему, которому было тринадцать лет, когда я познакомил его с Сережей, он неизменно обращался на «вы» и включал в общий разговор на равных. Может быть, именно эта органическая воспитанность и внутреннее благородство всегда удерживали Довлатова в стороне от всякого рода, как сейчас говорят, тусовок, которых в эмигрантской среде хватает. Ни к какой «партии» он не принадлежал...Да, дружба не завязалась, но некоторая взаимная приязнь, смею надеяться, возникла. Откуда она происходила с моей стороны, понятно всякому, кто Сергея и в глаза не видел. Достаточно прочитать его книги. Ведь пусть и сохраняется немалое расстояние между Довлатовым — сочинителем книг и Довлатовым — их же, этих книг, персонажем, отблеск личности сохраняется»Вспомним Довлатова с 13 по 16 июля на фестивале «Дом Довлатова в Пушкинских горах».
Чеклист что взять с собой на фестиваль
НаушникиЧтобы послушать наш аудиоспектакль, обязательно возьмите наушники! Без них вы рискуете пропустить целый блок программы, что может быть чрезвычайно обидно. Зонтик и дождевикПрогноз погоды не всегда радует солнечными днями, поэтому нужно быть готовым к любым условиям – обязательно возьмите зонтик или дождевик для большего удобства. Солнцезащитный кремТак как фестиваль проходит на улице, несмотря на наличие навеса над сценой, укрыться от солнца получится не везде. Получить солнечный ожог далеко не приятно, поэтому не забудьте позаботиться о своей коже.
Средство от комаров и клещей
По вечерам вы рискуете быть съеденными полчищами насекомых, поэтому обязательно захватите с собой средство от комаров. Клещи в Псковской области тоже очень активны, так что средство для защиты здесь не помешает.
Бутылка с водой
Проще захватить с собой многоразовую бутылку, которую можно наполнять водой в любом удобном вам месте, чем покупать каждый раз что-нибудь попить в новой бутылке – сэкономите и деньги, и об окружающей среде позаботитесь.
Фотоаппарат
На фестивале всегда происходит много интересного, и часто эти моменты хочется запечатлеть. Фотоаппарат точно не будет лишним – вы сможете сохранить воспоминания о поездке и поделиться ими с другими людьми.
Тёплая и лёгкая одежда
Даже если днём будет жарко, к вечеру может значительно похолодать, поэтому стоит не забыть взять с собой кофту или куртку, чтобы не замёрзнуть. Обязательно проверьте прогноз погоды перед поездкой и подумайте о выборе одежды.
Удобная обувь
В Пушкинских горах часто приходится много ходить – мозоли точно не способствуют приятным прогулкам, поэтому возьмите вашу самую удобную обувь, чтобы получать только удовольствие от длинных прогулок.
Пауэрбанк для телефона
Если вы планируете целыми днями гулять, то обязательно возьмите с собой портативное зарядное устройство. Так вы не останетесь внезапно с разряженным телефоном посредине дня, что может сильно затруднить ваши передвижения по Пушкинским горам.
Хорошее настроение
Это неотъемлемая часть поездки на фестиваль! Не забудьте про хорошее настроение, чтобы воспринимать всё без негатива, даже если что-то вдруг пойдёт не так, как вам хотелось.
Погрузимся в атмосферу творчества и искусства с 13 по 16 июля на фестивале «Дом Довлатова в Пушкинских горах».
Здесь без тебя — уныние и скука,
Брожу по заповеднику, как сука.
И душу мне терзает жуткий страх…
(С.Довлатов «Заповедник»)
Билеты на фестиваль
Друзья, мы забронировали для вас все номера в базовой гостинице фестиваля.Но они ВСЕ закончились. Еще остаются места в других гостиницах и гостевых домах, но, думаем, это ненадолго. Билеты на фестиваль также подходят к концу, полагаем, что к первому мая закончатся и они. Такого у нас еще не было!
Моцарт играет, а скрипка поет.
Моцарт отечества не выбирает —
просто играет всю жизнь напролет.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба — то гульба, то пальба…
Не оставляйте стараний, маэстро,
не убирайте ладони со лба.Где-нибудь на остановке конечной
скажем спасибо и этой судьбе,
но из грехов своей родины вечной
не сотворить бы кумира себе.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба — то гульба, то пальба…
Не расставайтесь с надеждой, маэстро,
не убирайте ладони со лба.Коротки наши лета молодые:
миг — и развеются, как на кострах,
красный камзол, башмаки золотые,
белый парик, рукава в кружевах.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба — то гульба, то пальба…
Не обращайте вниманья, маэстро,
не убирайте ладони со лба.1969 г.
Где вы любите останавливаться в Пушгорах?
Пожалуйста, не подумайте, что мы нагнетаем, просто сами часто сталкивались с недостатком свободных мест.Литературный отель „АринаР“.
Стандартный номер на 2 взрослых в будний день — 5410, в выходной день — 5840.
Студия в коттедже в будний день — 7350, в выходной день — 8160.
Завтрак включен, питание в ресторане „Корзинка“.
Подробнее: https://www.arinahotel.ru/
Турбаза „Пушкиногорье“.
От 1900 на 2 взрослых в будний день.
Питание в столовой, буфете и кафе.
Подробнее: https://pgtur.ru/price/#building
В Пушкинских Горах свыше 10 гостиниц (в том числе „Дружба“) и гостевых домов.
Местные жители в сезон сдают квартиры, дома и комнаты.
По согласованию можно поставить палатку на территории проведения фестиваля.
Зона Довлатова
Довлатов: история любви. — «Московский комсомолец»
Биографические вехи писателя Сергея Довлатова
Настоящий писатель
— В общем-то, дали, — говорю.
— Типично псковские ?
— Не без этого».Купить вездеход на фестиваль «Дом Довлатова в Пушкинских Горах»: https://pshgr.radario.ru/events/1885482/tickets
Должно ли искусство расти из высокого и прекрасного? И что мы можем назвать искусством?
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне».Стихотворения могут расти из сора, и они совершенно этого не стыдятся. И при этом они же всё равно остаются искусством, хоть и выросли непонятно из чего! Эти стиховторения также остаются прекрасными, несмотря на то, что они не повествуют о чём-то сверхвозвышенном. Вся наша жизнь может быть искусством. Максим Горький говорил: «Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту».Прекрасное может родиться из самых простых, на первый взгляд, вещей, будь то солнечные зайчики, прыгающие по стенам, или одуванчик, упрямо растущий в самом неожиданном и непригодном для него месте. Во всём можно найти что-то, что заставит нас остановиться и уделить хотя бы несколько моментов мыслям о прекрасном.Французский жонглер нового цирка Жером Тома жонглирует пакетиками: https://yandex.ru/video/touch/preview/432522183410178...А в каких вещах вы видите искусство в повседневной жизни?Группа фестиваля «Дом Довлатова в Пушкинских горах»: https://vk.com/domdovlatova
Чем нас привлекают произведения Довлатова?
Где можно жить в Пушгорах, кроме турбазы и отеля «Арина Р»
От 5000 за сутки. Будьте внимательны, осталось мало мест на фестивальные даты. Удобнее добираться, если вы приехали на своём транспорте, так как поместье находится примерно в 10 километрах от фестивальной площадки.Домик «Наедине с природой»: https://ostrovok.ru/hotel/russia/pushkinskie_gori/mid...
От 3700 за сутки. Находится в 4-х километрах от дома-музея, можно устраивать приятные пешие прогулки до фестиваля каждый деньГостевой дом «Три богатыря»: https://ostrovok.ru/hotel/russia/pushkinskie_gori/mid...
От 6000 за сутки. Находится совсем недалеко от Успенского Монастыря в Пушкинских горах, до фестиваля можно добраться как пешком, так и на машине.Варианты квартир в посёлке Пушкинские горы:https://www.avito.ru/pushkinskie_gory/kvartiry/2-k._k...
2-х комнатная квартира, 4000 за сутки, может въехать до 5 гостей. Находится в 2-х километрах от дома-музея. Возможно онлайн-бронирование.https://www.avito.ru/pushkinskie_gory/kvartiry/2-k._k...
2-х комнатная квартира 5000 за сутки, может въехать до 6 гостей. Находится в 3-х километрах от дома-музея Возможно онлайн-бронирование.https://www.avito.ru/pushkinskie_gory/kvartiry/2-k._k...
2-х комнатная квартира, 2600 за сутки, может въехать до 6 гостей. Находится в 2-х километрах от дома-музея. Возможно онлайн-бронирование.https://www.avito.ru/pushkinskie_gory/kvartiry/1-k._k...
1-комнатная квартира, 1800 за сутки. Находится в 2-х километрах от дома-музея.
Возможность бронирования на фестивальные даты необходимо уточнить у арендодателя.
При бронировании жилья обращайте внимания на расстояние до фестивальной площадки – от посёлка Пушкинские горы до дома-музея Довлатова можно дойти пешком, если получасовые пешие прогулки вам не в тягость. До более отдалённых вариантов жилья, конечно же, будет удобнее добираться на машине.Купить вездеход на фестиваль «Дом Довлатова в Пушкинских Горах»: https://pshgr.radario.ru/events/1885482/tickets
Пушкинские горы – это маленький островок спокойного счастья.
Вечером выбираешься на Савкину горку и провожаешь закат. Всё вокруг окрашивается в розовые цвета, наступает прохлада. Домой идёшь в сумерках, слушая таинственный гам сверчков и лягушек. Находишься в молчаливых раздумьях – хотя какие раздумья могут посещать твою голову, когда на душе такое умиротворение?Завтра – новый день. Может повезёт купить вкусные ягоды у случайной бабушки, продающей их на дороге. А может попадётся особенно красивый кот, которого непременно захочется сфотографировать и потом показывать всем своим друзьям и родственниками. Может быть незнакомец улыбнётся и пожелает хорошего дня. А в конце концов – какая разница, что там завтра, если ты в Пушкинских горах.Группа фестиваля «Дом Довлатова в Пушкинских горах»: https://vk.com/domdovlatova
В театре можно прожить маленькую жизнь
Театральное представление всегда может по-разному отозваться в сердцах людей. Кому-то откликнется игра героев, кто-то будет в восторге от режиссёрских решений, а кто-то будет ещё долго рассказывать о гениальных декорациях. Каждый всегда найдёт в театре что-то для себя.
А как может ощущаться спектакль со стороны актёра? Поиск неочевидных деталей, которые могут помочь хорошо сыграть свою роль, проживание жизни персонажа, даже погружение в эту жизнь с головой, и как будто наступает маленькая смерть самой личности актёра под личиной героя. Всё это делает актёрское ремесло поистине загадочным, и как будто сакральным процессом.Что вы больше всего любите в театре?Группа фестиваля «Дом Довлатова в Пушкинских горах»: https://vk.com/domdovlatova
Дачная культура в России
Живопись периода оттепели
История домика Довлатова
Неофициальная советская культура
Как мы читаем тексты
Кино оттепели
Довлатов в эмиграции
Юмор Довлатова
Заимствования в русском языке
Эзопов язык в театре
Воспоминания
Советская неофициальная литература – Александр Гинзбург и альманах «Синтаксис»
Довлатов и Бродский
Воспоминания о фестивале
Почему довлатовский фестиваль – не только театральный?
Рост фестиваля
Чем заняться в Пушкинских горах
Рассказываем о фестивальных спектаклях
13 июля, 19:00
Продолжительность: 1 ч. 30 м.Спектакль-выставка, созданный режиссером Григорием Печкысевым в тандеме с художником Ирой Голуб. Зрители смогут перенестись в советское время, в мир программы «Пионерская зорька», мир красных галстуков и школьных учебников, первого успеха и первой любви. И весь этот мир воплотит в моноспектакле удивительная актриса Анна Косенко.«Морожены песни», Театр Драматических Импровизаций
13 июля, 21:00
Продолжительность: 1 ч.Красные молодцы и румяные барышни с запоем расскажут любимые сказки русского писателя Шергина. Прозвучит история о Ваньке добром и его волшебном кольце, скоморохи расскажут, как поссорились простой мужик Капитонко с Царем Иванычем и другие веселые истории.«Летние комедии», Студия-театр Бызгу
14 июля, 11:30
Продолжительность: 2 ч.Веселый, игровой, заразительный спектакль-шутка, состоящий из двух водевилей А. П. Чехова — «Медведь» и «Предложение». Может иметь второе название «Давай поженимся» – конечно, это тоже шутка – но главное, что эти истории связаны неистребимым желанием людей быть счастливыми в любви, а вместо этого мы мучаем и убиваем друг друга.«На большой дороге», Театр «Странник»
14 июля, 19:00
Продолжительность: 2 ч.Несмотря на то, что пьесу «На большой дороге» А. П. Чехов написал будучи начинающим драматургом, в этом произведении уже проявилась недюжинная сила таланта молодого писателя. В этой пьесе Чехов, опираясь на казалось бы незамысловатый сюжет, отразил глубинные корни самосознания русского народа, его извечную тоску по утраченному раю.«Частный человек», Студия-театр Бызгу
15 июля, 18:30
Продолжительность: 1 ч. 30 мин.По мнению Бродского произведения искусства встречаются с человеком «в прямые, без посредников, отношения». «Частный человек» – это спектакль по произведениям Иосифа Бродского и чувственной Марины Цветаевой. Здесь можно «пообщаться» с авторами, подумать вместе с ними.«Бабочки», Романтический театр Юрия Томошевского
16 июля, 12:00
Продолжительность: 2 ч.Моноспектакль Нины Архиповой по рассказам и стихотворениям Владимира Набокова. Перед вами предстанет яркая галерея образов, среди которых можно встретить характерных для эмигрантских масс прошлого столетия полуинтеллигента, неуверенного в себе сластолюбца, почти идеальных барышень тургеневско-чеховского типа и многих других.Насладимся театром с 13 по 16 июля на фестивале «Дом Довлатова в Пушкинских горах».
Делимся отзывами о прошлогоднем фестивале
Несмотря на то, что Надежда Захарова не первый раз в Пушкинских горах, на фестиваль в прошлом году она приехала впервые:
«Ещё с детства я ездила с родителями в Пушкинские горы, и сейчас мы тоже приехали отдохнуть. Мы заехали на фестиваль, потому что хотели посмотреть спектакль «Синего сарафана», и нам очень понравилось. Восхитительная атмосфера! Я никогда не была под открытым небом на спектакле, и это так здорово, атмосфера особенная. Люди, горящие своим делом. Здесь спектакль такой замечательный, настолько трогательный. И вот эти все декорации, та атрибутика, которая нужна в театре, здесь даже не обязательна – настолько актеры погружают в эту атмосферу на природе. Природа видимо сама делает эту атмосферу, поэтому очень трогательный спектакль.
И главное зрители – я давно такого не видела. Меня зрители трогали чуть ли не больше, чем актеры. Настолько искренне, душевно смеялись. То есть видно, что просто через душу у всех прошло, здорово.
На фестивале видно, что все передружились, все друг за друга, всё в какой-то такой расслабленной атмосфере отдыха и вдали от города, в этих прекрасных полях Пушкинских гор, так здорово. По-моему это прекрасное место для фестиваля, это просто чудо здесь побывать».
В прошлом году Нажмидин приехал в четвёртый раз на фестиваль, и по его словам, с каждым годом фестиваль становится лучше и лучше:
«Очень понравилось на фестивале. С каждым годом лучше, потому что разные артисты, разные спектакли. Очень хорошо, нравится тут побывать. Почаще хочется приезжать, но раз в год четыре дня тут – это замечательно».
Татьяна Богданова была одним из организаторов фестиваля в самом начале его зарождения и она продолжает приезжать сюда каждый год:
«В этом году я увидела столько новых лиц, чужих лиц совершенно. А это люди, которые услышали о фестивале. Когда ходишь по этим тропинкам, все здороваются. Как в хорошей деревне, все знают или не знают – «здрасьте». А теперь такие коллективы приезжают замечательные. А вообще, конечно, восприятие другое, и атмосфера другая. Не знаю, много ли в этом такого просветительского чего-то, но что-то здесь такое душевное и духовное все-таки есть. И оно не иссякает».
Погрузимся в трогательную атмосферу с 13 по 16 июля на фестивале «Дом Довлатова в Пушкинских горах»
Программа фестиваля «Дом Довлатова в Пушкинских горах»
Где? Пушкинские горы, деревня Березино, дом-музей писателя Сергея Довлатова.
Что? Театральный фестиваль на открытой площадке в декорациях Пушкинского заповедника.Фестиваль длится 4 дня. Будет показано 6 игровых спектаклей по произведениях российских драматургов; 2 сайт-специфик спектакля (взаимодействие пространства со зрителем); анимационный спектакль; 6 творческих встреч с деятелями культуры и лидерами общественного мнения; 2 круглых стола; 2 мастер-класса новых театральных технологий; выставка живописи, созданная нейросетями; выставка скульптур; 2 фуршета.Подробнее о программе читайте в карточках к посту. Некоторые позиции программы могут измениться.Вездеход дает право посещения всех событий фестиваля. Однако в зрительном зале рассадка свободная, организатор оставляет за собой право предложить зрителю место на приставных скамейках.
Купить вездеход: https://pshgr.radario.ru/events/1885482/tickets
Оживлены дубравы и луга,
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега,
Где на холмы под лавровые своды
Не смеют лечь угрюмые снега?
Скажите мне: кто видел край прелестный,
Где я любил, изгнанник неизвестный?..А. С. ПушкинПогрузимся в творческую атмосферу с 13 по 16 июля на фестивале «Дом Довлатова в Пушкинских горах».
Регистрация участников фестиваля – это тоже творческое действие, ведь люди не просто регистрируются на фестивале. Первое, что они должны сделать – это, конечно, зарегистрироваться, получить бейджик и стать таким образом официальными участниками фестиваля. Но как только они регистрируются и получают бейджики, первым делом специально обученные волонтёры помогают им разобраться в установке приложения, которое мы создали в этом году для нашего фестиваля. Об этом приложении будет отдельный разговор – оно помогает нашим участникам ориентироваться в событиях фестиваля, а кроме всего прочего некоторые творческие проекты мы перенесли прямо в приложение. То есть в приложении уже заложено два спектакля – первый и второй спектакль по возвращению Сергея Довлатова в Пушкинские горы. Но об этом подробнее в следующем посте.
После регистрации участники могут ознакомиться с работой поэтической чайной. В этом году при содействии Союза работников культуры была организована поэтическая чайная, куда участники фестиваля могут попасть сразу же после того, как зашли на фестивальную площадку. Гостям предлагают вкусный чай, сушки, пряники и баранки, а также замечательные стихи и книги молодых петербургских поэтов.
В другом участке фестивальной поляны у нас установлено несколько площадок с едой – многие участники приезжают сразу с дороги, поэтому мы позаботились о пропитании гостей. В том числе наши кормильцы представляют мастер-классы по фольклорному промыслу – изготовлению сыров. То есть люди непосредственно на площадке оперируют сырными заготовками, в результате чего не только смотрят, как готовятся сыры в деревенских условиях, но и сами участвуют в процессе их изготовления.
В этом году на фестиваль приехало много гостей – более трёхсот человек зарегистрировались на площадке фестиваля в первый день. В следующие дни к этому числу добавилось ещё некоторое количество зрителей. У нас на фестивале так устроено, что зрителей всегда значительно больше, чем сидячих мест в нашем зрительном зале, поэтому иногда в дни аншлаговых мероприятий людям приходится и стоять, и ставить дополнительные лавочки. Так что регистрация заняла достаточно времени, но мы постарались сразу создать людям приятную атмосферу – включили хорошую музыку, рассказали про ближайшие пункты программы, ответили на возникшие вопросы. Так начался первый день фестиваля.
Спектакль «Аня плюс Нина равно»
Спектакль «Морожены песни» Театра Драматических Импровизаций и Савкина горка
Сайт-специфик аудиоспектакль «Довлатов. Возвращение»
Официальное открытие фестиваля
Спектакль «Летние комедии» Студии-театра Бызгу
Круглый стол «Интеллектуальная свобода новой реальности»
Мастер-класс по технологиям захвата движения
Презентации творческих проектов
В этом году также были книги пермского издательства «Маматов», которое было признано лучшим издательством по продвижению малоизвестных литераторов. Опыт показался достаточно интересным, нарту было много, а поэты выступали как в чайной, так и на большой сцене.По мнению Анатолия Константинова, нынешний время может стать сошным взлётом поэтического творчества. Такие всплески случались и раньше и это всегда было связано с социальными сдвигами внутри страны. Наше время выдвинет какие-то знаменитых поэтов, как это произошло, например, в 50-е годы.
У каждого выступающего поэта была своя тема и был свой язык. Любой художник определяется наличием собственного, непохожего на другие художественного и образного языка. Всего выступало пять поэтов и каждый из них был по-своему уникален. Инесса Измайлова, Варвара Ларионова, Алексей Бакулин, Денис Васильев и Елизавета Клейн.Третий творческий проект на это презентации – выставка картин Михаила Ясиновца. Дело в том, что мы с Михаилом знакомы давно, он приезжает к нам на фестиваль много времени. Вообще у нас большинство творческих проектов рождается от наших участников фестиваля, от наших зрителей.Зрители приезжают творческие, и, конечно, они предлагают привезти сои проекты. Мы шутили, что наш фестиваль можно делать исключительно на работах наших зрителей.Однажды случайно у Алексея Власова мы увидели картину, которая нам очень понравилась. Алексей сказал, что это как раз картина Михаила Ясиновца, одного из наших постоянных участников фестиваля. Так мы и позвонили Михаилу и пригласили его сделать свою выставку. Но оказалось, что это не просто художник, а художник определённой техники. Михаил делает свои картины из пластилина собственного изготовления. Это вызвало такой бурный интерес у зрителей – оказывается многим интересен именно такой формат создания картин, как работа пластилином. Получилось две точки интереса – технология создания картин и сами картины. Поэтому на фестивале также была представлена книжка Михаила Ясиновца о том, как создавать картины пластилином. Михаил обучает этой технике, так что у зрителей была возможность открыть для себя новую форму создания произведений искусства, возможно, не самую привычную.
«Очень интересные ощущения от игры на открытой площадке, практически без театрального света: с одной стороны всё не так привычно, как в театре, не так, как запланировано, это немного выводит из обычного состояния спектакля, но и подстёгивает, заставляет искать новые грани, новые способы, новые краски, держит в тонусе, обнажает, не давая спрятаться за форму спектакля; с другой стороны природа, участвуя в действии, совершает иногда чудеса, попадая своими проявлениями в сюжет и дополняя действие».«Фестиваль организован с вниманием и заботой обо всех: участниках, зрителях, культурных объектах. Чувствуется живой интерес и любовь к своему делу. Открытая площадка, творческие встречи, живое общение без границы закулисья, совместный фестивальный ужин участников и зрителей – это всё очень интересно и подкупает своей искренностью и правдивостью. Большое спасибо организаторам за их труд и тепло, подаренное нам всем без исключения. До новых творческих встреч!!»Галина Сидорова
«Спасибо огромное организаторам довлатовского фестиваля! Незабываемые впечатления, радушный прием, добрый и чуткий зритель! А, шашлыки! Подарок для гурманов! Зажигательное выступление ансамбля “Поющие гитары”, песни под баян, общение со зрителем и коллегами… Сама атмосфера усадьбы, дух Довлатова… Вы подарили нам, участникам этого прекрасного фестиваля, настоящий праздник!!
Хочется жить! Творить! И, обязательно, вернуться!!»
Фалес Зинковский
«Хочется передать слова благодарности организаторам фестиваля за их труд. Всё было очень интересно. А насчёт игры на открытой сцене, то, сначала было непривычно, а потом очень даже хорошо. Добрые воспоминания надолго останутся в памяти. Ещё раз большое спасибо!!»
Роман Бахолдин
«Довольно интересно играть на открытом воздухе, более естественно. Были некоторые сложности, но всё получилось. Спасибо за организацию такого фестиваля. Это очень важно и ценно!»
Фестивальные ужины и концерты
Второй сайт-специфик аудиоспектакль «Довлатов. Возвращение»
Круглый стол «Театр – новые возможности или старые проблемы»
Творческая встреча
читая даты, имена.
Мы смерть старухой представляли.
Но, чернокрылая, она,
навязчивая, над тобою
и надо мною — что сказать —
как будто траурной каймою
хотела нас обрисовать,
ночною бабочкой летала.
Был тёплый август, вечер был.
Ты ничего не понимала,
я ни о чём не говорил.Борис Рыжий.Фотография со спектакля «Летние комедии», сделанная на фестивале.
Презентации творческих проектов
Участники презентации – музейщики и журналисты из Сыктывкара – Елена Красильникова, Елена Шелест, Ольга Орлова, прочитали несколько писем, в том числе стихи Сергея Довлатова, малоизвестные даже поклонникам творчества писателя.
Опубликованная переписка – часть проекта «Пишите письма. Сергей Довлатов», реализуемого при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. В 2022 году Национальный музей стал победителем конкурса «Креативный музей» программы «Музей без границ» и получил грант Фонда. В проекте запланированы театральные постановки на основе армейских писем Сергея Довлатова, участие в фестивалях.
Спектакль «Частный человек» Студии-театра Бызгу
«Всё было абсолютно по-новому, потому что спектакль обычно делался в закрытом пространстве, где ты властен над всем – над звуком, над светом, над мизансценами. А тут открытое пространство, и ты не властен ни над чем. Над всем властна природа, зритель. И огромная благодарность зрителям, которые несмотря на то, что вокруг было много отвлекающих моментов – шашлыки делали, или собаки бегали, или ещё что-то интересное – были максимально сконцентрированы на том, что мы делаем, огромная-огромная благодарность им за это».
«Одно из ярких впечатлений, что на такой площадке очень сильно видно лица всех зрителей. Сложно удержать внимание каждого человека, но в конце спектакля возникает огромная благодарность, потому что за счёт того, что видно всех, мы со зрителям как будто бы становимся единомышленники и кажется, что мы прожили какую-то часть жизни вместе. В этом есть что-то магическое».
«Самое большое открытие – это соединение природы и того, что есть в самом спектакле. Соединение судеб людей, о которых мы говорили, и ветра, шелеста листьев, облаков, пения птиц, кричания петухов. Всё это было для меня особым и ярким впечатлением, и к тому же довольно приятным, потому что всё это было настолько естественно и, как будто бы, правильно».
«Ещё интересно, как природа подавала нам какие-то сигналы. Вот читаешь стихотворение, а на тебя садится комар – и как на него реагировать, как себя вести, насколько это естественно внутри? Или это какой-то знак, что ты сейчас думаешь о чём-то не том? Очень интересно, как себя ощущать в таком случае».
«Особенно приятно было, когда стало темнеть, потому что к концу спектакля все смыслы сгущаются. По крайней мере, наша задача была такова, чтобы всё уже было пройдено и зритель в конце спектакля понимал всю суть. И когда сгущалась тьма, как будто бы концентрация всех наших идей была более мощная. Интересно, совпали ли наши ощущения со зрителями в этом плане».
Спектакль театра-студии Маргариты Бычковой «И жизнь, и слёзы, и любовь»
«Финальная зарисовка – это актёрская читка. Каждый спектакль в профессиональном театре начинается именно с неё, и этот период называется застольным. Как учил меня мой великий педагог и режиссёр Лев Абрамович Додин, если спектакль сыгран в полукруге, если все отношения сыграны без мизансцен, глаза в глаза, то спектакль начнёт жить. Потому что мизансцена – куда пойти, куда встать – это вообще всё вторично. Первично – это чувство, пауза, взгляд. Даже слово вторично. И из-за того, что они ребята-студенты, мы пытались прикоснуться к этому застольному периоду, и попытались таким чудным способом сыграть первую картину “Чайки” в полукруге».
«Довлатовский фестиваль – это прекрасное место, поэтому мы решили предстать перед зрителями очень красивыми и попытались приблизиться в костюмах к чеховской эпохе. Эта часть постановки тоже была экзаменационным упражнением, зарисовкой к будущему дипломному спектаклю. Если нам хватит сил и если Бог даст, то мне бы очень хотелось с ними выпустить “Чайку”, потому что курс идеально раскладывается для этого – каждый персонаж есть в мастерской, поэтому в “Чайке” это будет чудесно складываться».
«Эти места, настолько намоленные Пушкиным и нашим другом Довлатовым – и я ещё уверена, что Александр Володин уж точно он сюда приезжал – они производят невероятное впечатление. Поэтому этот дух, ветер, единение с природой, конечно, всё это очень помогало ребятам и это было очень здорово. Они получили невероятный восторг. Я по себе могу сказать, что когда играешь на открытой площадке, это нечто невообразимое. Поэтому это было им очень любопытно и они получили огромное удовольствие».
«Для них этот фестиваль был огромным скачком вперёд, потому что когда ты сидишь в закрытом помещении и всё время варишься в одной мастерской, возможность сыграть на открытом воздухе перед перед настоящей публикой – это замечательно. Это не то, когда на экзамен приходят педагоги других мастерских, кафедра, родители – здесь была совершенно чистая публика для них, неискушённая, зрители не знали, кто они. На мой взгляд, публика их приняла очень тепло. И ребята не могли потом успокоиться, потому что адреналин зашкаливал. Это были первые для них гастроли, и очень важно, что этот фестиваль проходит, он производит очень хорошее и сильное впечатление. Это абсолютно творческая история – ты просто приходишь и творишь, это очень здорово. Это вдохновляет и двигает к каким-то новым ступенькам, хочется идти куда-то дальше. Когда ты вкусил эти аплодисменты и эти восторженные глаза, прямо сразу начинаешь понимать, для чего пришёл в эту профессию».
Ольга Алемпьева, одна из актрис спектакля, поделилась своими впечатлениями от выступления на фестивале:
«Сыграть наш спектакль «И жизнь, и слёзы, и любовь» на фестивале – это была уникальная возможность для всех нас, поскольку это наши первые гастроли и первая работа на открытой площадке. У меня было ощущение, будто я окунулась в атмосферу самых первых театров в истории. Естественное освещение, погода менялась несколько раз, насекомые проверяли нас на прочность каждую секунду. Но всё это давало такой огромный заряд вдохновения и энергии, что словами не описать! Площадка, актёр и зритель и энергия между ними! Дух единения! Потрясающие ощущения. Но самое замечательное – это зритель. Когда ты видишь его искренние и отзывчивые глаза – это дорогого стоит. Спасибо огромное фестивалю за искренний и радушный приём и возможность испытать дыхание настоящего искусства!»
Спектакль «Бабочки» Романтического театра Юрия Томошевского
«Для меня это серьёзная работа, потому что предыдущие спектакли я делала с Юрием Томошевским, нашим режиссёром Романтического театра. Сейчас, когда я нашла Набокова и поняла, что хочу его делать, у нас было желание сделать спектакль как память о Юрии Валентиновиче, потому что он нас научил работать с прозой, со стихами, и нам хотелось, чтобы спектакль был его продолжением. Поэтому мы работали с удовольствием и в то же время с трепетом, в том числе и к самому Набокову. Его редко ставят – а прозу и вообще практически никто не ставит – и нам хотелось подойти к этому осторожно. Сам спектакль мы готовили около года – собирали материал, читали много рассказов и его произведений, тщательно всё отбирали».
«За время подготовки мы открыли для себя Набокова – он и с юмором, и он очень интересный. В нынешней обстановке он играется совершенно по-другому: он великий русский писатель, и сама тема иммиграции, да и вообще судьбы, для русского человека знакома. Почему бабочки? Потому что они все как бабочки – у каждой бабочки своя судьба, все летят, кто-то сгорает, кто-то улетает. И Набоков сам увлекался бабочками, он очень любил вплетать их в свои работы. Для меня Набоков созвучен с Довлатовым: они оба эмигранты и судьбы их как-то перекликаются, поэтому мы хотели поставить именно Набокова. Нам показалось, что на фестивале Довлатова это будет откликаться».
«У меня остались очень хорошие впечатления, потому что и сцена большая, и ощущение игры на воздухе, и зрителей больше, чем на нашей сцене, и сам зритель очень отзывчивый – конечно, очень здорово играть на такой площадке. Это было как-то непередаваемо, эмоции ещё очень долго бурлили. Сама атмосфера Пушкинских гор и Довлатова, конечно, влияет на спектакль, он по-другому игрался, не так, как обычно. Места потрясающие – мы много гуляли и за три дня успели в себя всё впитать, походить по всем музеям-заповедникам и впечатлиться, так что это ещё сработало и на сам спектакль».
«Эмоции, полученные от фестиваля, просто потрясающие – и природа, и атмосфера, и мы посмотрели много спектаклей, из которых очень многие порадовали. Атмосфера фестиваля была очень добрая – мы познакомились со зрителями и приобрели много новых знакомств. Это очень здорово объединяет. Мне до сих пор пишут отзывы, и это так приятно, что люди, которые тебя не знали, приехали из других городов, пишут тебе о своих впечатлениях. Главное – зритель, которому это всё нужно, и это очень радует. Огромная благодарность фестивалю, потому что зритель был чудесный, и благодарность самим организаторам – всё было очень приятно и мы чувствовали заботу».
Евгений Сиротин, режиссёр спектакля, также поделился своими впечатлениями:
«Хотелось бы сказать огромное спасибо за фестиваль и за те дни, что мы провели в Пушкинских горах. Масса положительных впечатлений и масса эмоций наряду с прекрасной природой. Мы также смогли посмотреть прекрасные спектакли наших коллег, петербургских театров, с некоторыми даже познакомились впервые. Также хотелось бы сказать огромное спасибо организаторам фестиваля – все те проблемы, которые у нас возникали с проведением спектакля были решены на высоком уровне. И самое главное, огромное спасибо зрителям. У нас спектакль камерный, мы его играем в небольших помещениях для ограниченного числа зрителей. Здесь же зрителей в зале было намного больше, чем когда-либо было у нас на каком-нибудь из спектаклей. Сцена была побольше, но я видел внимательные глаза, я слышал горячие аплодисменты. Большое спасибо за поддержку нашего спектакля в лице зрителей и организаторов!»
(628)